Богословские ресурсы

Богословские ресурсы

Богословские ресурсы, предоставленные на этом сайте, предлагаются вам для свободного и бесплатного использования с надеждой на то, что изучение богословия будет обогащать вашу духовную жизнь и готовить вас к более эффективному служению Господу Иисусу Христу. Данный материал соответствует консервативному евангельскому взгляду на Библию и богословие.


Материал на этом сайте приготовлен профессором Томасом Веспеталом, доктором систематического богословия, магистром библейских языков и рукоположенным служителем христианской конфессии Ассамблией Божьих. С 1995 года он работает преподавателем в различных библейских институтах постсоветского пространства.



Подробнее

Фото: www.flickr.com/photos/hon72/273599131/in/photostream/

Лицензия: creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/2.0/


Л

Фото: dp.la/info/2013/06/18/hathitrust-to-partner-with-dpla/

Лицензия:creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Великое путешествие

в поисках смысла жизни!


Видео уроки

Презентации

Книги

Предлагаемые ресурсы

Конспекты

Другие ресурсы

Скачайте книги “Слово о Боге”, “Снитаксис НЗ”, “Синтаксис ВЗ”


Скачайте конспекты по богословским вопросам


Самоуправляемые презентации и презентации для преподавания


Смотрите видео уроки по ивриту и креационизму


Скачайте статьи и другие книжки


Конспекты Др. ресурсы Презентации Видео Книги

Другие полезные и интересные сайты:

30.05.20 – Почему люди во время Иисуса особо отождествляли Его с Иоанном Крестителем, Илией или Иеремией (Мф. 16:14)? Как Иоанн, Он мощно и властно провозглашал Божью истину. Как Илия, Он творил много чудес. Как Иеремия, Он смело противился религиозным-политическим лидерам Своего дня. Значит, все отличные характеристики ветхозаветных пророков нашли свое выражение в Нем. Плюс к этому, в данном контексте (Мф. 16:13-21) Иисус отождествил Себя с Сыном Человеческим, сошедшим с неба (Дан. 7:13-14), Мессией, грядущим царем Израиля и всего мира (2 Цар. 7:12-14), и Страдающим Рабом Господним, взявшим на Себя грехи народа (Ис. 53). Весь Ветхий Завет фокусируется на Нем, и Он исполняет всю ветхозаветную надежду. Следовательно, Он должен занимать центральное место и в наших сердцах.


28.05.20 – Почему Иисус выбрал именно Кесарию Филипповую, чтобы там признали Его мессианство? Разумнее было бы это сделать в Иерусалиме, столице Израиля. Мы можем предполагать несколько причин. Во-первых, это было местом, названным в честь нескольких знаменательных лиц. Четвертовластник Филипп назвал город в честь кесаря Августа и себя. Далее, город переименовался в честь кесаря Нерона. Именно здесь Иисус хотел принять признание, что Он – Царь. Во-вторых, там было место поклонения Зевсу, Пану и позже кесарю. Именно здесь Иисус хотел принять признание, что Он – Сын Божий. Наконец, Кесария Филипповая была центром греко-римской культуры. Таким образом, Иисус намекает на Свою будущую миссию к язычникам. Также значимо, что сегодня у Кесарии Филипповой остались только руины. А имя Иисуса все же прославляется.


26.05.20 – В Мф. 16:13 Иисус спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Петр же ответил: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Интересно подметить, что в ранние годы Своего служения Иисус с редкими исключениями провозглашал Свое мессианство. А вместо этого, Он позволял людям самим это обнаружить (см. Мф. 11:2-6). Подобный образом, будьте осторожным с теми, кто выдает себя за кого-то важного или особо одаренного. Если человек действительно имеет особое призвание от Бога, то ему не надо будет продвигать себя. Плод его служения будет сам свидетельствовать о нем и служить подтверждением его служения.   


16.05.20 – Ярким примером отличия ценностей этого мира от ценностей Божьего царства является отношение к деньгам. В мире люди стараются собирать как можно больше денег с предложением как можно меньше усилий, чтобы тратить их на себя и обезопасить свое будущее. А в 1 Тим. 5-6 Павел описывает ценности Божьего царства. Деньги нам полезны тем, что (1) мы должны их зарабатывает (5:10, 17-18), что заставляет нас учиться усердию; (2) мы учимся довольствоваться тем, что получаем (6:7-8); (3) доходом, который превышает наши потребности, можно делиться с другими (6:18), тем самым мы учимся щедрости; и (4) мы учимся полагаться не на деньги, а на Бога (6:17). Значит, в Божьем царстве важнее развитие нашего характера, чем наслаждение удовольствиями, и обращение с деньгами предоставляет нам отличную возможность развивать эти качества.


15.05.20 – «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). В жизни верующего человека очень важную роль играют проповедники и учителя. Дело в том, что Бог определил, чтобы в этой жизни мы познавали Его не столько непосредственно через личное общение на разговорном уровне, сколько косвенно через изучение Его Слова. Хотя мы все можем (и должны) изучать Писание сами, в наших поисках Бога и познания Его воли во многом помогают нам одаренные Богом люди. Поэтому согласимся с Павлом, что Божьи служители «достойны сугубую честь», и не будем недооценивать их вклад в нашу жизнь.   


08.05.20 – Для определения содержания канона Нового Завета ключевыми считаются слова Петра в 2 Пет. 3:16, где он приравнивает писания Павла к Священному Писанию. Но Петр также предупреждает нас о группе людей, которая превращает Писание: невежды и неутвержденные. Наличие перед этим словосочетанием в греческом тексте единого артикля говорит о том, что это – лишь одна группа. Слово невежды (ἀμαθής - аматэс) связано с словом «ученик». Значит, такие люди не полностью прошли процесс ученичества, поэтому не могут правильно воспринимать истину. Далее, они «неутвержденные» или, точнее, «нестабильны». Они легко поддаются любому импульсу, мысли, идее или предложению от других. Сочетание невежества и нестабильности – опасное дело.


30.04.20 - Можно провести интересную параллель между словами Петра в 2 Пет. 3:14-16 и нашей ситуацией на карантине. Петр поощряет своих читателей к терпению и миру, чтобы они не отвлекались ин грехом (с. 14), ни спекуляцией (с. 16). Петр уверяет их, что задержка Второго пришествия Христа приводит ко спасению (с. 15). Другими словами, чем дольше это время задерживается, тем больше людей будет спасены. Подобным образом, наше терпение может приводить ко спасению людей физически. Чем больше мы соблюдаем карантин и удерживаемся от контакта с людьми, тем быстрее этот кризис пройдет и тем меньше людей погибнут.


17.04.20 – В 1 Тим. 4 Павел предупреждает Тимофея о лжеучении. Лжеучении могут встречаться в разных формах. Иногда учат, что Бог требует от нас меньше, чем Он в действительности требует, а иногда – больше требует. Иногда учат, что Бог обещает нам меньше, чем Он в действительности обещает, а иногда – больше обещает. Надо оберегаться и от одной, и от другой крайности. Но часто в церковном контексте легче узнавать красности в плане дозволенности, чем в плаве чрезмерного ограничения, поскольку последнее нам кажется более «ревностным» и «духовным». Но все-таки в 1 Тим. 4:1 Павел не стесняется назвать лжеучение в плане требования от людей больше, чем Бог требует, «учением бесовским».


16.04.20 – В мире политики мы наблюдаем за постоянной борьбой за власть. Все думают, что обладают наилучшими планами или стратегиями для улучшения жизни и хотят осуществить свои планы посредством занятия властного и влиятельного положения. Но каким образом люди добиваются таких положений не всегда красиво и не редко влечет за собой подавление и умаление других. Но интересно отметить, что в Библии Божьи лидеры не таковы. Рассмотрев истории таких, как Иосиф, Даниил, Давид, Моисей, Иоанн Креститель и даже наш Господь Иисус, мы видим, что они не злоупотребляли другими, но Бог во Свое время их продвинул на место влияния. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6).


14.04.20 - В оценке посланий Павла к Тимофею бросается во глаза интересный факт. Хотя Тимофей сопровождал Павла уже много лет и верно служил ему, Павел все-таки продолжал его отношения ученичества с ним до конца своей жизни, даже более усердно ближе к концу, как видно в посланиях 1 и 2 Тимофею. Почему такое усердие и осторожность со стороны Павла? Не доверялся ли он ему, несмотря на уже много лет верного служения? Дело в том, что Павел понял, что, как бы ни казалось, что Тимофей готов к самостоятельному служению, есть в мире враг, который еще сильнее и умнее его. Поэтому он продолжал следить за своим попеченным, как пример для нас, лидеров Божьего народа сегодня.



13.04.20 -- В 1 Тим. 3:15 Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины». Некоторые считают, что в силу этого названия Церковь имеет право получать новое откровение от Бога помимо того, что уже открыто в Писании, в форме церковного предания. Но обратим внимание на то, в чем именно эта «истина» состоит – в тайне благочестия (ст. 15), т.е. в послании о Христе (ст. 16). Бог открыл тайну Христа апостолам и пророкам (Еф. 2:20; 3:5), которые поручили эту истину Церкви, чтобы она поддерживала ее, хранила ее и провозглашала ее. Здесь нет никаких намеков на то, что Церковь имеет право получать новое откровение от Бога помимо того, что апостолы и пророки поручили ей во Священном Писании.


04.04.20 – «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил. 4:4). До этого стиха Павел рассказывает о своей жизни как фарисей, и как он искал угождать Богу через скрупулезное соблюдение Закона и иудейских преданий. А когда он встретил Христа, его ценности коренным образом изменились. Подобным образом, когда мы испытываем новое рождение (т.е. рождение свыше), наши ценности радикально изменяются. Много чего, что нам нравилось в нашей прошлой жизни, теперь нам не так интересно или иногда даже отвратительно. А дела Божьи, которые когда-то были нам не интересными, стали для нас самой жизнью. Слава Богу за чудо возрождения!


03.04.20 – Известны всему Божьему народу на протяжении всей его истории слова «Шма»: «Слушай, Израиль: Яхве, Бог наш, Яхве один есть» (Втор. 6:4). Как правило, мы используем этот стих для подтверждения учению о монотеизме – что есть только один Бог, и это совершенно верно. Но когда в этом свете мы читаем следующий стих, возникает новая мысль: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Поскольку Бог – один, Он достоин всего, что есть у нас: нашей любви, поклонения, преданности, послушания, и т.д. Во всей реальности есть лишь один объект величайшей ценности – Яхве, наш Бог.  


01.04.20 – «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4). Как мы все, Давид просил у Господа много вещей для всей жизни. Но среди всех своих прощаний он искал больше всего осознания Божьего присутствия, образно выраженного в терминах «пребывать в доме Господнем». Хотя мы ценим Библию и на этих основаниях обязательно проверяем наш личный духовный опыт, Бог – это не книга, а личность, с которым через Святого Духа мы можем лично общаться. Давайте будем искать, как Давид, жизни в Его присутствии.  


26.03.20 – «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). В церковном мире сегодня мы стараемся изо всех сил привлекать людей на наши богослужения и мероприятия и делать все удобно для них, чтобы их не отталкивать. С одной стороны, это хорошо. Но если это приведет к тому, что мы перестаем серьезно заниматься евангелизацией или ученичеством, то мы потеряем саму миссию Церкви. Конфликт с этим миром и отвержение им неизбежны, и даже являются признаком, что мы действительно служим Господу: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18).


25.03.20 – Пс. 90:2-3 гласит: «Говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы». К сожалению, Синодальный перевод переводит здесь не еврейский текст, а Септуагинту. Стих правильно читается: «Я буду говорить Господу…». В Писании мы часто видим связь между верой в наших сердцах и провозглашением нашими устами (напр. Рим. 10:9-10; Мф. 17:20; 21:21; 2 Кор. 4:13). Это не означает, что наши слова содержат какую-либо магическую силу, а значит, что устное провозглашение – это хороший способ для выражения нашей веры. И Бог, в ответ на нашу веру, высвобождает Свою чудесную силу.


24.03.20 – В этот час кризиса многие обращаются ко словам утешения от Господа, находящимся в Пс. 90. Уделим внимание первому стиху: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». На первый взгляд кажется, что это – чисто повторение. Но смысл стиха открывается рассмотрением порядка слов в еврейском тексте. Можно так перефразировать его: «Если человек живет под кровом Всевышнего, то он покоится именно под сенью Всемогущего!». То есть, подчеркивается характер Того, под кровом Которого мы находимся. Он – Всевышний и Всемогущий! Если Он имеет всю власть (Всевышний) и всю силу (Всемогущий), то Он выше и больше всего, что угрожает нам, и в любом деле последнее слово лежит у Него.


18.03.20 – «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал … не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой» (Ис. 41:8-10). В контексте этого отрывка говорится о враге, приходящем из Востока, и поражающем все и всех (41:1-4). Но хотя все народы попадают в паник по поводу наступающей угрозы (41:5-7), Бог советует Своему избранному народу: «Не бойся». Он избрал нас не для поражения, а для другой цели – чтобы славить Его и служить Ему. Наше предназначение и судьба отличается от предназначения и судьбы неверующего мира.


17.03.20 – «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня» (Пс. 22:4). Как все люди, мы хотим всегда контролировать наше будущее и определять наш путь. Но бывает и темные времена, когда мы не можем видеть, куда нам идти, и мы теряем контроль над своей жизнью. Но в такие времена, Бог, наш Пастырь, всегда с нами. Хотя мы не можем видеть Его, Его «жезл и посох», т.е. Святой Дух, разными способами напоминает нам о Своем присутствии с нами и направляет нашу жизнь.


16.03.20 – «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:2). Важно правильно понять природу веры. Когда мы беспокоимся о том, имеем ли мы достаточно веры, и т.п., получается, что таким образом мы обращаем внимание не на объект нашей веры, т.е. на Иисуса, а на нас самих. Это, на самом деле, подрывает нашу веру, потому что сила не в нас, а в Нем. А когда я открытым сердцем взираю на Иисус, на Его верность, способность и готовность действовать в моей жизни, то вера спонтанно и неосознанно возникает. Не переживайте о том, есть ли у меня достаточно веры. Взирайте на Иисуса, и вера придет. Павел не сказал, «мы проповедуем веру», а сказал «мы проповедуем Христа» (1 Кор. 1:23).


14.03.20 – Через пророка Исаию Бог объявил: «Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой» (Ис. 43:3). Другими словами, в этом стихе Бог представляет собой «Спасителя», что означает, что Он готов исполнять эту роль (вместе, конечно, с другими ролями) в нашей жизни. Когда в нашей жизни некий человек исполняет какую-то роль (например, роль врага, механика, мастера), то мы не стесняемся обращаться к ним за помощью, и он, как правило, рад помочь нам. Тем более, при любой трудности или опасности, мы можем без сомнения или стеснения обращается к Тому, Который называет Себя нашим Спасителем и ожидать Его избавляющего вмешательства. Слава Ему!


05.03.20 - В Еф. 2:15 Павел сообщает, что через Свою искупительную работу Христос «из двух (т.е. иудеев и язычников) создал в Себе Самом одного нового человека (или один новый народ), устрояя мир», что соответствует сказанному им в Гал. 3:2 – «Нет уже Иудея, ни язычника … ибо все вы одно во Христе Иисусе». Иногда представляется, что участие в еврейских культурных обычаях (в которых, конечно, нормально участвовать) как-то более приближает верующего в Иисуса человека к Богу. Но во свете того, что во Христе этнические различия уже не признаются, такие практики сами по себе не приносят никакой духовной пользы в смысле приближения к Богу. Человек приближается к Богу всего лишь одним путем – через Иисуса Христа.


3.03.20 – В Еф. 2:21-22 Павел описывает возрастание Божьей Церкви в «святой храм» и «жилище Божие». К сожалению, Синодальный перевод неправильно переводит водные слова в эти предложения «на котором», а буквально написано «в котором». Значит, что процесс духовного роста Божьей Церкви (и в частности каждого верующего) зависит от нашего положения «в Нем», т.е. союза верующего с Христом в Его искупительной работе. Как часто в нашем стремлении к святости мы забываем, что без активного доверия, с нашей стороны, искупительной работе Христа все наши усилия тщетны и непродуктивны.   


02.03.20 – Возвращаясь ко словам Павла в Еф. 2:20, «быв утверждены на основании апостолов и пророков», мы задаемся вопросом, кто такой эти «пророки», которые принимали участие в основании христианства? Судя по тому, что в Еф. 3:5 говорится о них как о современниках апостолов, приходим к выводу, что это не ветхозаветные, а новозаветные пророки. Значит, что вообще неизвестные нам люди вносили больший вклад в получение и передачу христианского откровения. Выходит, что хотя наше служение может не стать столь славным или известным другим, оно все-таки может приносить большую пользу Церкви и миру.


28.02.20 – В Еф. 2:19 в отношении верующих в Иисуса у язычников Слово Божье гласит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Значит, во Христе Бог уже устранил все этнические различия между людьми. Все равномерно приняты в Божье царство через единого Спасителя Иисуса Христа. Выходит, что национализм, т.е. желание превышаться над другими или исключать других на основании этничности, противоречит Божьему вечному плану и является врагом христианской веры.


26.02.20 – Не знаете ли вы, что Бог собирается переехать? В данный момент Божье обитание находится на небесах, где Его славное присутствие наполняет Его королевский двор. Но Своим домом Бог не доволен, а находится в процессе строения нового жилища в нас и среди нас. Как Павел написал: «вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22). По завершении строения Божьего нового дома, исполнится написанное: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:3).  


22.02.20 - Сравнивая Еф. 1:21 и 22, мы наблюдаем интересный момент. В 21-м стихе Павел говорит о «всем здании», т.е. о Вселенской Церкви, как о Божьем храме, и это понятно. А в 22-м стихе он написал: «и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Употребление союза «и», т.е. «также», говорит о том, что речь теперь идет о тех, кто читает это послание, т.е. о поместных церквях. Хотя они порой полны недостатков и проблем, каждая истинно поместная церковь является жилищем Божьим и, поэтому, достойна высокого уважения.


21.02.20 - В Еф. 2:21 Павел сообщает, что Церковь «утверждена на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». В качестве «краеугольного камня» Иисус должен занимать центральное положение во всей деятельности Церкви. Но как часто на наших богослужениях проповедь об Иисусе и о Его искупительной работе не звучит? Следующий раз, когда Вы будете на богослужении, обратите внимание на то, занимает ли Иисус центральное положение в проповеданном слове, или говорим ли мы о чем-то или ком-то ином?


18.02.20 - Говоря образно о Церкви как о Божьем храме, Павел написал: «вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22). Чтобы «устроиться в жилище Божие», требуются две вещи. Во-первых, Бог формирует и образует нас лично, чтобы мы соответствовали тому месту, которое Он предназначал для нас. А во-вторых, Он тесно приближает нас друг к другу, чтобы составить единое здание. Значит, развитие тесных взаимоотношений с другими верующими во Христа людьми является неотъемлемой частью исполнения Божьего плана для нашей жизни.


12.02.20 - Интересно отметить, сколько раз в Писании встречается слово «всё». Например, Пс. 102:1-2 гласит: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его». Когда мы вспоминаем обо «всех благодеяниях Его», то не трудно обращаться к Нему «всей внутренностью», т.е. всем сердцем. Знания того, что Он будет о нас заботиться во всех отношениях, освобождает нас обращать все наше внимание на Него в любви и преданности Ему. На это намекает и Петр, сказав: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).


11.02.20 – В Рим. 4:14 по поводу нашего спасения написано: «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование». Дело в том, что если бы не вера одна, но и добрые дела требовались для получения спасения, то оно перестало бы быть Божьим благодатным обетованием. Однажды и остановился, чтобы помочь женщине завести ее машину. Как только машина завелась, женщина предложила мне деньги за мою службу, тем самым превращая мое благодатное действие в заработку. Но я отказался. Подобно, любая попытка с нашей стороны давать Богу какой-то возмездие (например, добрые дела) за наше спасение делает Его благодатное обетование «бездейственным».


07.02.20 – Чуть раньше в той же главе написано: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Почему написано: «Поверил Авраам Богу» вместо того, что «Поверил Авраам в Божье обещание ему»? Дело в том, что наша вера в Божьи обещания нам зависит от нашей веры в Него Самого. Если мы верим, что Он есть Тот, Кто Он есть, т.е. верный, всемогущий и щедрый Бог, то ничто не будет мешать нам верить и в Его обещания нам.


06.02.20 - В Рим. 4:9 читается: «Аврааму вера вменилась в праведность». Что значит «вменилась»? По-гречески это является банковским термином «считать». Когда в банк вы приносите деньги, то эта сумма зачисляется в ваш расчетный счет. Но если вы приносите иностранные валюты, то скорее всего эти деньги зачисляются не в единицах иностранных валют, а в единицах ваших национальных валют в соответствии с нынешним курсом. Подобно, когда мы «приносим» Богу нашу веру в Его Сына, Иисуса Христа, Бог «зачисляет» нашу веру в наш «небесный расчетный счет» в единицах «праведности». Если вы искренне верите в Иисуса Христа как в вашего личного Господа и Спасителя, то в ваш «небесный расчетный счет» зачислен статус «праведность».  


 

Мысль для размышления